2 дек. 2011 г.

Обычаи и традиции португальцев

Государственные праздники

В Португалии 14 государственных праздников и около 100 городских праздников. Государственные праздники связаны с известными историческими событиями или являются крупными религиозными праздниками, в то время как местные городские праздники посвящены чествованию местного святого покровителя.
Национальные праздники длятся, как правило, 1 день, а местные могут продолжаться целую неделю и даже дольше. Когда праздник выпадает на вторник или четверг, португальцы часто берут оттуда на понедельник или пятницу, чтобы получились небольшие праздничные каникулы, включающие выходные.

Новый год — 1 января;
Карнавальный вторник — февраль/март, день накануне Пепельной Среды, первого дня Великого Поста;
Великая Пятница — март/апрель, пятница на Страстной Неделе;
Пасха — март/апрель
День Свободы — 25 апреля, годовщина революции 1974 года;
День труда — 1 мая;
Праздник тела Христова — май/июнь, девятый четверг после Пасхи;
День Португалии — 10 июня;
Праздник Успения Богородицы — 15 августа;
День Республики — 5 октября, годовщина провозглашения в 1910 году Республики Португалия;
День всех Святых — 1 ноября;
День Независимости — 1 декабря, годовщина провозглашения независимости от Испании в 1640 году;
Праздник Непорочного Зачатия — 8 декабря;
Рождество — 25 декабря.

Религиозные праздники

Рождество и Пасха – самые важные религиозные праздники в Португалии. Большинство семей собираются вместе, посещают мессу и садятся за праздничный стол с традиционными блюдами и большим количеством вина. В Сочельник посещают полуночную мессу, это торжественное и пышное мероприятие с праздничной трапезой в церкви. 25 декабря празднества продолжаются и во время завтрака и во время обеда. В каждой области своё традиционное меню, однако, везде на Рождество принято готовить блюда из трески, жареную индейку, а также десерты и выпечку с большим количеством масла, сахара и яичных желтков. Во многих семьях принято в это время навещать родственников и обмениваться подарками.

В это время года центральные улицы и центр городов украшены иллюминацией и традиционными рождественскими сценами с участием маленького Иисуса и Девы Марии. В большинстве домов наряжают рождественскую ёлку и устраивают домашние рождественские вертепы, в которых обязательно присутствуют Иосиф, Мария, маленький Иисус в яслях, пастухи, животные и трое волхвов. Современная фигура – Санта Клаус – также прочно заняла место в этом религиозном празднике, улицы, витрины магазинов и частные дома нередко украшает фигура Санта Клауса.

В Вербное воскресенье, за неделю до Страстной недели (Semana Santa), каждая провинция, округ или город проводит свои традиционные празднества, но основные религиозные церемонии одинаковы по всей стране. В Вербное воскресенье, в последний день Великого поста в каждом округе проходит шествие в честь въезда Христа в Иерусалим. Часто в это время священник посещает дома верующих в своём приходе, что особенно любят дети. В течение недели проходят разнообразные праздничные религиозные процессии, участники которых несут скульптурные изображения Иисуса и Марии. Страстная пятница, день, когда Иисус был распят на кресте, проходит в строгом посте и молитвах. На Страстной неделе часто показывают театрализованные представления, воспроизводящие Страсти Христовы. В первый день Пасхи все посещают церковь. Как и на Рождество, на Пасху семьи собираются вместе и отмечают за праздничным столом Воскресение Христово. Среди традиционных блюд крашеные яйца, сладкая выпечка или десерт из марципана в виде пасхальных кроликов.

Карнавал

Карнавал, или Масленица, выпадает на вторник перед Пепельной средой, Днём покаяния и началом Великого поста. Празднование Карнавала по-разному проходит в разных провинциях Португалии. В некоторых городах, например, Лоуле, празднества почти полностью копируют бразильский карнавал с уличными танцами и соревнованиями танцоров самбы, в то время как в других областях Карнавал имеет более консервативные формы. В таких округах, как Овар или Торреш Ведраш, напротив, участники Карнавал ведут себя максимально свободно, веселятся, устраивают шествия с гигантскими комическими фигурами, изображающими исторических деятелей или современных политиков. Вообще, большинство португальцев используют Масленицу как повод, чтобы нарядиться и позабавиться на публике или в узком кругу, другие – просто как возможность отдохнуть и провести время с семьёй и друзьями.

Святые покровители

В июне празднуют День летнего Солнцестояния, этот праздник уходит корнями в языческое прошлое. Самые любимые и популярные в Португалии святые – Святой Антоний, Святой Иоанн и Святой Пётр – связаны с празднованием Дня летнего Солнцестояния, поскольку они стремились связать древние языческие ритуалы с христианскими. В период с июня по август частные дома и общественные здания, а также внутренние дворики украшены иллюминацией, лентами, диким луком и базиликом. Родные и близкие собираются за столом, чтобы отпраздновать День летнего Солнцестояния и попросить у святых покровительства. К столу обязательно подают жареные сардины, овощной суп (традиционный суп из зелёной капусты) и вино. Это городской праздник местного значения.

Святой Антоний

Святой Антоний был ревностным монахом-францисканцем, который славился тем, что был защитником бедных, незамужних девушек и исцелял от бесплодия. Эти его качества прославили Святого Антония как покровителя брака. Он является также святым покровителем Лиссабона, и с 12 июня в городе начинаются празднества в честь Святого Антония. Считается, что в это время нужно жениться и выходить замуж, тогда брак будет счастливым. В 1950 году в Лиссабоне были выбраны самые бедные влюбленные, желающие вступить в брак, и для них городом была устроена свадьба. После церемонии молодые супружеские пары объезжали город и обязательно останавливались перед статуей Святого Антония, чтобы положить к её ногам букет невесты, а затем отправлялись на пиршество по случаю свадьбы, устроенное за счёт города. Ночью в Лиссабоне проходит праздничный парад «Marchas Populares», он начинается от главной улицы города – Авенида да Либердаде – и движется по крупным улицам города. Этот парад подготавливают более 20 различных обществ и организаций, состязающихся в красочности костюмов, танцах и песнях.

Святой Иоанн

На севере Португалии самым популярным святым является Святой Иоанн. В ночь Святого Иоанна, с 23 на 24 июня, по всей стране проходят ярмарки и празднества в его честь с традиционными танцами и песнями. В Порту гуляющие носят с собой дикий лук и пластмассовые молотки и ударяют ими всех прохожих на удачу. Лучше относится к этому с юмором, как к милой забаве. Кроме того, вдруг действительно повезёт! Наряду с красочными грандиозными фейерверками, этой ночью принято поджигать большие яркие бумажные шары и отпускать их небо, наблюдая, как они плывут над городом.

Семейные праздники

В городах Португалии семейные события, такие как свадьба, крещение и похороны, отмечают также, как и в других христианских странах. В небольших деревнях или посёлках до сих пор следуют освящённым веками традициям данной местности.

Свадьбы

На традиционных португальских свадьбах семья, дальние родственники и близкие друзья невесты завтракают в её доме, а затем сопровождают невесту в церковь на свадебную церемонию. Точно то же самое происходит в доме жениха. После свадебной церемонии всех гостей приглашают на приём с большим количеством различных деликатесов, вина и других напитков. После этого приёма и танцев начинается сиеста, во время которой гости отдыхают перед вечерним угощением и танцами. Иногда гостей приглашают на следующий день, чтобы доесть остатки праздничной трапезы и отдохнуть за приятным разговором. Гости, разумеется, преподносят молодожёнам подарок. Иногда новобрачные получают подарки, купленные для них гостями по предварительной договорённости, в других случаях гости дарят молодой семье деньги, чтобы они могли сами обзавестись нужными в хозяйстве вещами.

Крещение

Поскольку крещение – это введение ребёнка в религиозное сообщество, обычно церемонию проводят в воскресение после мессы в присутствии прихожан того прихода, к которому принадлежит семья малыша. По воскресеньям множество младенцев, ожидающих крещения (от двух или трёх до десяти!), - обычное дело. Крещение – менее пышное мероприятие, чем свадьба, поэтому обычно на нём присутствуют члены семьи и ближайшие друзья, после церемонии проходит праздничное застолье. Общепринято дарить младенцу, принявшему крещение, подарки, чаще всего это серебряные вещицы религиозного значения, например, медальон с изображением святого покровителя ребёнка.

Похороны

Похороны – торжественный и печальный обряд, не связанный с застольем. О смерти человека члены семьи обычно сообщают с помощью местной газеты, где помещают некролог и информацию о том, где и когда состоится панихида. Все желающие отдать последний долг памяти умершему могут посетить церемонию. Те, кто хочет выразить семье умершего соболезнования, могут сделать это перед церемонией в церкви. Во многих церквях и часовнях на входе помещают специальную книгу, где можно записать слова соболезнования. Также там находится специальный поднос для визитных карточек. Как только служба заканчивается, траурная процессия пешком (в случае, если расстояние это позволяет) отправляется на кладбище, собравшиеся идут за гробом. После похорон все расходятся по домам. Женщины традиционно одеваются в чёрное или белое, мужчины должны надеть костюм или смокинг. Спустя неделю после смерти проходит поминальная месса, во время которой молятся за упокой усопшего и ещё раз выражают соболезнования.

Фаду

Точное происхождение протяжной народной песни фаду неизвестно, но, несомненно, это истинное выражение португальской души. Само слово «фаду», означающее «протяжная народная песня», происходит от латинского слова «fatum» - «судьба». Эти меланхоличные, жалобные песни под гитару отражают романтическую и меланхоличную натуру португальцев, описывая жестокую судьбу и знаменитую saudade.

Есть теория, что она происходит от мавританских песнопений, которые тоже были меланхоличными, мелодичными и надрывными. Другая теория основывается на том, что фаду берёт начало в песнях и балладах средневековых трубадуров, которые пели о любви и дружбе, о королях и нищих, о радости и горе. Однако самое распространённое объяснение состоит в том, что фаду происходит от «lundum» - музыки бразильских рабов, привезённых в середине XIX века в Лиссабон португальскими моряками. Первые известные песни фаду рассказывают о море и дальних странах, поэтому эта теория кажется самой основательной.

Португальская гитара и женский чёрный платок – одни из главных символов фаду. Мужчины обычно поют фаду в чёрном костюме, женщины тоже одеты в тёмное с чёрным платком, живописно наброшенным на её плечи или на одно плечо. Темы этих песен обычно вращаются вокруг любовных мук и смерти, кроме этого популярны песни, в которых рассказывается о боях с быками и патриотизме. Типичную песню фаду исполняют в маленьких ресторанчиках и тавернах в старой части Лиссабона, в районах Алфама и Алту-Байру. Исполнителями могут быть самые неожиданные люди, даже один из официантов. Хотя посетители, сидящие за столиками, продолжают спокойно ужинать и беседовать, во время исполнения не принято мешать певцу, иначе исполнитель или хозяин заведения могут обидеться. Конечно, такие талантливые исполнители, как Амалия Родригеш, Дулсе Понтеш, и Мариса, сделали фаду известной для международной аудитории.

В Коимбре сохраняют и поддерживают традиции фаду. Здесь открылся первый университет, где студенты из Лиссабона и Порту, получающие образование, могут исполнять фаду, прививая культуры народной песни студенческому сообществу. Что может произвести большое впечатление на молодую женщину, чем влюблённый, стоящий под её окном и исполняющий для неё серенаду о муках неразделённой любви? Кроме того, никакая другая музыка не могла лучше объяснить тоску о лучших молодых годах и богемной студенческой жизни. Таким образом, фаду стала признанным гимном студентов университетов. В конце учебного года группы студентов по всей стране надевают чёрные плащи в стиле XIX века и ночами играют на гитаре и поют серенады на городских улицах.

«Сжигание лент»

«Сжигание лент» - традиция, появившаяся на севере Португалии в середине XIX века. Студенты университетов, сдавшие выпускные экзамены и получившие диплом, собирались и весёлой процессией шли от университета до города или центральной площади города, где они сжигали ремни и тесьмы, которыми они обычно перевязывали свои книги. С годами эта традиция росла и развивалась, и теперь официально появилась неделя в мае, когда студенты весело и шумно празднуют «сжигание лент». Эта неделя обычно начинается с исполнения фаду, всё академическое сообщество собирается, чтобы послушать, как выпускники поют фаду, серенады и другие песни. На таких концертах вместо аплодисментов студенты трясут своими сумками для книг с лентами, на которых оставлены автографы профессоров, своих соучеников, друзей и семьи. Потом проходит религиозная церемония, в ходе которой священник благословляет сумки и ленты. Далее всю неделю длятся весёлые празднества, на которых студенты разыгрывают пародии на профессоров и университетскую жизнь, шумные процессии и концерты. В Порту и Коимбре неделя «сжигания лент» является важным событием и ей посвящены первые полосы местных газет.

Бой с быками

В отличие от корриды в Испании, в Португалии быка не убивают на сцене. После выступления быка отправляют на бойню, где он превратиться в говядину.

Рисунки, найденные в пещерах всюду по Пиренейскому полуострову, позволяют предположить, что ритуалы, связанные с быком, люди проводили с доисторических времён.

Традиция бега быков, когда животных в качестве развлечения выпускают бежать за толпой добровольцев, зародилась во время сезонных летних ярмарок Средневековья. Искусство боя с быками всадника-кавальеро получило развитие как развлечение аристократии в XVI веке. Позднее появилась практика боя с быком пеших бойцов – фуркадуш; эта практика связана с участием в боях простолюдинов. Бой с быками в Португалии имеет важное культурное значение; формы, связанные с ним, являются важной составляющей национальной гордости португальцев. К бойцам с быками относятся, как к героям и кумирам.

Сезон боя с быками начинается в первый день Пасхальной недели и длится до октября. Бега быков и бои с быками (toiradas) по всей стране проходят во время уикендов, в Лиссабоне в каждый четверг ночью в течение летних месяцев и ежедневно во время недельных сельских ярмарок в Рибатежу. Рибатеуж – провинция, расположенная на северо-востоке от Лиссабона, где традиция боя с быками является самой сильной; здесь же в основном и разводят быков для боёв.

Сначала своё умение показывает кавальеро, всадник, изматывающий быка пиками, он подготавливает быка к выступлению фуркадуш, пеших бойцов. Кавальеро должен уложиться в 7 отведённых регламентом пик, но он может попросить у судьи права на использование ещё 2-3 дополнительных пик; размер пик неодинаков, последняя совсем небольшая, её нужно оставить в холке быка. В выступлении кавальеро важную роль играет жеребец, которого специально выращивают и воспитывают для участия в боях с быками.

По окончании поединка всадника с быком, быка атакуют кападоры, которые размахивают капатесами, полотнищами яркого розово-жёлтого цвета (напоминает испанскую мулету). Затем на арену выскакивают фуркадуш, они работают командой по 8 человек, они не используют ни оружия, ни капатесов. Фуркаду да кара принимают на себя лобовой удар быка, в идеале они должны устоять на ногах, держа быка за рога в буквальном смысле слова. Самый сильный среди фуркадуш – рабежадор – хватает 600-килограмовое животное за хвост с целью укротить его.

Бои с быками проходят по правилам, которые неукоснительно соблюдаются. Сами бойцы очень суеверны, каждый из них выполняет свои собственные личные ритуалы перед выходом на арену. Во время боёв с быками, как правило, исполняют пасадобль и другую традиционную португальскую музыку. Толпа эмоционально реагирует на представление, подбадривает бойцов криками, на арену в знак приветствия летят цветы, платки и даже детали одежды.

Комментариев нет: